Среда, 24.04.2024, 17:30

Остальное [39]
Главная » Отчёты » Походное направление » Сплавы

Тверца

Путешествие было прикольным, хотя и коротким) После мы слегка подискутировали с товарищем на тему, как сие назвать. Я называю подобное мероприятие «семейным походом» потому что недолго, недалеко и безопасно. Как раз в такое можно с мелкими детьми ходить. (Я не говорю про маньяков, в хорошем смысле, которые могут мелких таскать и в нормальные походы)) ).

Итак, сначала мероприятие было заявлено на трое суток. От платформы Осеченка до Торжка. Мы встретились с матросом в 9:00 перед турникетами электричек на Ленинградском вокзале (уже с купленными билетами). Электричка была в 9:08, ехали до Твери. Стоило это недешево — 265 рублей (хотя некоторые предпочитают брать «входной билет», а дальше уже давать контролерам на лапу по 50 рублей, чтобы не цеплялись. Вроде это работает. Но я все равно купила полный билет, как белый человек.

На старых картах (в том числе на той, на которой показан трек нашего маршрута) город Тверь зовется "Калинин")) Собственно, это памятник товарищу Калинину на вокзальном скверике.

В Твери были где-то к 11, электричка была скоростной (обратно ехали дольше, ибо почти со всеми остановками). До следующей электрички (от Твери до Осеченки) было 50 минут. Прогулялись в город, я купила запасные батарейки для GPS и «комарилку» Рефтамид (оно лучше гардекса, хотя и токсичнее).   Вернулись обратно, запихались в электричку технологичным способом: матрос поднимался, потом принимал у меня байдарку, потом забиралась я. До Осеченки меня уговорили попробовать не покупать билет, а просто с контролерами договариваться. Обошлось это, видимо, куда дешевле: один раз заплатили «до следующей станции» по 28 р. с носа. И второй раз взяли у меня 50 р (у матроса даже не взяли, видимо, решили, что это — на двоих). И фсё. Думается, покупать билеты было бы куда дороже.

В Осеченке были часам к двум-трем (точно не помню, а проверять лень))) ) Выяснили у местных, в какую сторону речка и пошли. Благодаря матросу сделали небольшой крючок по бездорожью (мне с байдаркой было не очень комфортно, поэтому я быстренько решила взять маршрут в свои руки). Минут через 15-20 мы были у воды.

Ландыши! Да, да, те самые, что все еще варварски собираются в букеты недалекими товарищами, видимо, не слыхавшими про "Красную книгу".

Крюк по бездорожью. Хорошо, что мы все-таки недалеко от дорожки) Хотя дорожка тоже была не панацеей - песок нещадно забивался в колеса тележки и прокручивались по сухому глубокому песку они довольно тяжело.

Дорога к речке. Мы уже недалеко. Буквально за кустами по левую сторону отходит травянистая колея к берегу.

Стапель.

Без особой спешки разобрали байдарку, перепаковались и встали на воду. Течение было очень быстрым: при достаточно ленивой гребле, хотя и понтовыми веслами, получалось в среднем 9 км/ч.

Выдропуск. На заднем плане - церквушка, которая стоит на левом берегу сразу за мостом.

Панорама моста. Мы пошли в правую протоку, поэтому промахнулись мимо шиверки.

Церквушка и вид на ту самую шиверку, в которую мы не попали.

В этот день мы прошли достаточно много: зашли за Выдропуск и после еще долго шарились вдоль берега уже в сумерках, ища хорошую стоянку. Меня лично подвела любовь к сухому и редкому подлеску (сразу после Выдропуска я видела одно такое хорошее местечко — ровную полочку слева с красивым сосновым лесом. Больше такое до самого Торжка уже мы не встретили. Так как было еще рановато, мы ее прошли мимо.) и оборудованным стоянкам (ну, не очень я люблю вставать на чистом месте и выжигать новый участок травы).

Уже часов в девять вечера мы даже нашли хорошую стоянку. Но.. она уже была занята! Стояли две палатки, лежали рядом байдарки кверху брюхом. Слегка курились остатки костра, обитатели лагеря уже спали. В общем, мы прошли мимо и стали искать дальше. Чуть позже мы вылезли прямо на травянистый бережок и (по желанию матроса, который взялся таскать вещи с берега), установили лагерь метрах в ста от берега среди соснового леса. Потом, правда, из-за того, что не я переносила свои вещи, я чуть не посеяла GPS-ку, но мы ее, выходя утром, отыскали на берегу (я ее по раздолбайству, отвязав вечером от байдарки не положила сразу в красную герму и даже не привязала к ней)

Наша первая стоянка. Утро следующего дня, сборы.

Лес вокруг.

Стоянка была классная — сосновый лес, много сушин и просто сухих веток под ногами. Вода не так далеко (правда из-за крутости и илистости берега пришлось «изобрести» приспособление: «котелок на веревочке» на манер колодезного ведра. Впоследствии на всех стоянках мы делали именно так: привязывали котелок на веревку и зачерпывали воду, так как подходить к воде было опасно из-за крутого и скользкого берега.)

Вечером пригодилась «комарилка». Мой матрос, правда, по моему мнению, слегка ею злоупотреблял. Совершенно незачем было брызгать на одежду, «чтобы комары вовсе не подлетали», ведь через одежду они обычно не прокусывают. Достаточно было побрызгать на открытые участки тела: лицо, кисти рук, щиколотки.

На ужин были макароны с тушенкой (я первый и единственный раз в этом походе не стала подогревать тушенку на костре, поэтому хорошо ощутила разницу, когда на следующее утро приготовила с тушенкой с подогревом — с подогревом вкуснее!))

За ужином выяснились некоторые особенности матроса: он мог есть ужин только при наличии чая (а котелок у нас был только один, так что приходилось готовить в два приема. Вечером матрос лопухнулся и после того как зачерпнул кипяток забыл заварить в кружку чай.

Еще одной проблемкой стало то, что костер разбрасывал искры и они не сразу гасли, а дерн вокруг был сухой. Поэтому прежде чем лечь спать я проследила, чтобы костер достаточно угас и никуда не распространялся. Наконец мы заползли в палатку и отрубились.

Утром и довольно рано я проснулась от того, что матрос замерз (он взял с собой летний спальник, а спали мы практически на улице, оставив на входе только сетку и даже не застегнув вход у тента. Я обычно вход у тента все-таки застегивала)) ) Я поделилась с матросом спальником. Вышла погрелась у костра, и потом мы снова уползли спать, проснувшись часов в 11-12.

Речка возле первой стоянки. Откуда мы пришли.

Туда мы продолжим путь.

Еще не загруженная байдарка.

Утром я решила взять с собой в бутылке чай на перекусы. Пришлось его остужать в речке. Вечером мы сделали умнее - заварили чай с вечера, чтобы утром у нас уже был холодный чай)

Солнце уже грело вовсю (и вообще весь поход не было приличных тучек и ни одного дождя). Матрос вовсе игнорировал фактор времени и всю дорогу оттягивал техничные сборы, поэтому в первый день мы провозились два часа и вышли на воду в 14:00.

Песчаная коса на Осуге чуть выше остатков плотины. Здесь мы искупались. Там, в воде, должен был быть небольшой слив, но он полностью был залит водой - воды было много.

Через километр от нашей ночной стоянки было слияние Тверцы с Осугой. И там, на Осуге должен был быть интересный порожек. Мы прошли против течения до остатков плотинки. И обнаружили, что порожка нет: из-за большого количества воды его полностью скрыло и залило. По дороге мы продрались сквозь быстроток, пару раз воткнувшись в камни на глазах почтеннейшей публики на берегу (рыбаков с семьями). Остановились чуть выше плотинки по течению на удобной песчаной косе. Я сразу же залезла в воду и искупалась, второй раз за день (первый был перед выходом на воду).

Чуть дальше мы нашли еще одну косу и воспользовались этим чтобы пофоткать друг друга на байдарке.

По изначальному плану мы должны были выбрасываться в Торжке. Поэтому я спланировала так, что мы на следующую ночевку должны были остановиться максимально близко к Торжку (километрах в полутора-двух), чтобы на следующий день особо никуда не идти, а быстренько дочапать до антистапеля и иметь возможность, просушив байдарку, не очень поздно быть в Москве.

Живописные деревеньки по ходу маршрута.

И не менее живописные луга... облака!

На этой небольшой быстринке мы опять пролетели мимо самого интересного места. Потом минут десять пытались выгрести обратно, в итоге только изрядно забрызгались, но своей цели так и не достигли. В итоге плюнули и пошли дальше.

Остановились перекусить. Матросу еще надо было заклеить намечающиеся мозоли на ладонях. Все-таки даже с пластиковым веслом лучше запастись перчатками (я гребла в обычных х/б, а мои понтовые неопреновые так и провалялись в герме весь поход.)

Наверху оказалась весьма клевая дача. Я бы себе такую хотела: лес, речка - красота!

На кустах постоянно встречались клоки травы, оставленной паводком. Судя по всему, вода в паводок была на пару метро выше того, чем застали мы. Это офигительно!

От матроса поступила информация, что вообще-то полный маршрут по Тверце идет дальше Торжка еще на 70 километров и заканчивается возле платформы «Тверца». Так как шли мы довольно бодро и никуда не торопились (в смысле работы), я решила поддержать идею продолжить маршрут.

Стоянка в лесочке под Торжком. После "зачистки" от мусора она приобрела вполне жилой и даже приятный вид.

Правильные дрова)) Ровные, из которых можно сделать "колодец", на который ставится кан)

Вот примерно так)

Благодаря хорошей карте у матроса мы все-таки остановились в 5 километрах от точки «Торжок», в последнем перед городом участке леса. Было уже восемь часов и мне не хотелось еще долго идти, проходя Торжок (следующий участок нормального леса по лоции ожидался в 15 километрах после Торжка). В выбранном месте на левом берегу был замечательный сосновый лес с хорошей стоянкой (минусом была куча народу, отдыхающая на берегу — поскольку это было воскресенье, и, как следствие — ковер мусора вокруг стоянки). На левом берегу был еловый лес, гниловатый и темный. Там тоже была стоянка, но менее комфортная. Не было ровного места для палатки — везде был уклон, и было куда больше комаров. В итоге моим волевым решением мы встали в сосновом лесу.

Матрос был послан за дровами,а я принялась за привычное уже (в свете последних событий) дело — уборку мусора. Пришлось сделать что-то вроде «косметического ремонта». Рядом со стоянкой уже была стихийная свалка, из которой ветром по всему лесу раскидало пактеы из-под чипсов и все в таком духе. Там же валялись свежие «поступления» в виде мешков с бутылками, одноразовой посудой и разными объедками. Пришлось собранное по поляне кинуть в ту же кучу, так как вывезти это возможности не было (хотя бы тупо из-за отсутствия у нас мусорных мешков на 120 литров).

Я грамотно «зачистила» полянку. На ней стало приятно находиться. А матрос грамотно натаскал сушинок для костра. В этот день мы легли во вменяемое время. Я, уже наученная некоторым опытом, с вечера заварила чай, чтобы утром залить его холодным в имеющуюся у нас бутылку из-под минералки. (утром этого дня пришлось остужать горячий чай в речке). Чай использовался по ходу дела на перекусах, употребляясь с разными печеньками и булочками.

….

Утром следующего дня (то есть в понедельник) мы особо не торопились вставать, но встали часа на два пораньше, чем в предыдущий день. Как ни странно, но утром в понедельник мимо нас начали шастать отдыхающие, хотя и в куда меньшем колиечестве, чем накануне торчало на берегу. И все просто проходили мимо, не особо задерживаясь. Одна пожилая пара пожелала нам удачи.

Вид на стоянку с берега.

Идти - туда))

А оттуда мы пришли.

Сборы заняли уже 2,5 часа, на воду встали в 12:00

Сборы.

Кусты со следами паводка.)

До Торжка был час ходу (те самые 5 километров до точки на GPS, отмеченной как «Торжок»). Мы лениво-лениво шлепали веслами, вокруг были живописные деревеньки и берега, покрытые травкой. В Торжке также было весьма красиво в центре города. Мы остановились за мостом и поснимали церквушки. Мне было охота купаться, но матрос хотел добраться до безлюдного места, что предполагалось еще не скоро — километров через 10-15. Впрочем, с утра я успела искупаться. И вообще в этот день я раза три-четыре залезла в воду.)

Первая церквушка Торжка. На правом берегу.

А вот эта церквушка на левом берегу находится рядом с точкой, которая на GPS была отмечена как "Торжок". Видимо, это исторический центр города.

Панорама церквей напротив, на левом берегу.

Тоже левый берег.

А это уже сразу позади нас, правый берег.

Перед этим была большая надежда на Выдропуск (по коротенькому описанию на Скитальце именно там был небольшой порожек). И порожек в самом деле был, вот только мы пошли не в правый слив, а в левый и благополучно миновали самый прикольный участок на всей речке. Тащить байдарку назад чтобы на нем прокатиться мы не стали.

После Торжка было много километров по обжитым местам, пока мы наконец не дочапали до самого большого участка «дикого леса». Там по всему правому берегу шли хорошие оборудованные стоянки. В одном месте мы даже вылезли (где на берегу торчала рама походной бани из прутьев). Стоянка была заросшая, я нарвала вокруг щавеля, мы перекусили и пошли дальше (хотя, подозреваю, мой матрос предпочел бы встать на ночевку там и понаслаждаться природой).

По моему плану этот день предполагался самым длинным ходовым днем, чтобы также как и в предыдущем плане встать километров за пять от точки выброски и на последний день оставить побольше на сборы и просушку. После Торжка я установила навигацию на точку платформы Тверца (по пути на электричке я успела забить эту точку), было 46,6 км по прямой. Но речка делала большой крюк и реально километров было больше.

Наконец нашли местечко, я снова искупалась, а Валера перекусил.

Местная фауна)))

Опять же особо не загоняясь мы шли по речке и наслаждались природой, разными красивыми видами. Вечером в сумерках мы дошли до какого-то моста (по показаниям матроса — ленинградского шоссе, но я не проверяла)) ) разумеется, вставать надо было после моста, чтобы не слушать всю ночь, как по нему идут фуры одна за одной.

Трезво оценив наши силы, я пересмотрела свое решение и оставила на следующий день 10 километров. Сократив наш маршрут на сегодня на пять километров. Лес по обе стороны был довольно далеко от воды, но слева куда ближе. Опять же волевым решением мы остановились почти на границе леса в виду очередной деревушки. Оборудованной стоянки не было, пришлось костер разводить прямо на траве. Если в первую ночь проблемой были искры, то тут проблемой был огонь, предпринимающий попытки расползаться по сухой траве. Такое лечится обкладыванием костра камнями, но тут камней нигде не было. Пришлось просто периодически палкой сбивать пламя.

Нам повезло в том, что рядом с местом высадки было упавшее дерево: сосна уже без коры. Торчащие сухие ветки были идеальными дровами. Плюс мы привезли дрова для колодца с собой с предыдущей стоянки, поэтому вечером даже не притрагивались к пиле. Все разы я просто делала «колодец» и ставила на него кан, поэтому были необходимы толстые и ровные поленья, чтобы кан не перекашивался и не падал из-за быстро прогоревших или кривых веток.

В отличие от предыдущего раза, когда я осталась кипятить воду для чая, я радостно предоставила заниматься этим матросу, залезла в палатку и целый лишний час валялась в палатке и дрыхла.

В последний день мы встали очень рано, сборы заняли аж 3 часа, но мы вышли на воду в десять. Очень неторопливо дошли до платформы «Тверца». По заведенной традиции хотела матросу предложить последний километр поваляться на байдарке, пока я гребу. Но мы ровно на последнем километре встретили сильный ветер в лицо, так что не получилось кое-кому потуканить.)

Вставать решили по предложению матроса за мостом, ближе к лесу. Когда мы хотели причалить в границе забора у моста, смотрители нам замахали руками, показывая, что нужно идти дальше. Буквально метрах в десяти от забора был удобный выход, где мы и приземлились.

Мееедленно-медленно мы разгрузились. Я помыла байдарку, положила ее сушиться, окунулась пару раз в речку. В это время матрос валялся пузом кверху и даже не делал поползновения собраться, что меня слегка раздражало, но я особо не обращала внимания, поскольку мне было обещано, что сборы займут минут пять.

Когда я уже (заметьте в одиночку!) запаковала байдарку и собрала рюкзак, его величество изволили также начать упаковываться. Что задержало наш выход ровно на десять минут. До электрички, правда, было еще пятьдесят минут, но вот магазин закрылся на обед ровно перед моим носом, и я осталась без воды, которую намеревалась купить.

Платформа "Тверца"))

Тот самый магазинчик, в котором я так и не купила воды))

Платформа в Твери на обратной дороге.

В общем, классно было пройтись по речке и открыть новые возможности. Красивая была природа и чудесная погода. Был поставлен небольшой рекорд: 59 километров за один ходовой день (тут, правда, изрядно помогла скорость реки, ибо мы сами по себе гребли со скоростью 5-6 километров в час, не больше). Потестила новый вид весел. Мне понравилось. От них мало брызг. На гладкой воде, наверное, прибавляют пару процентов к скорости. Но вот на сплав на порожки куда-нибудь в Карелию, я бы взяла не пластик, а обычный дюраль))) Надежнее.

Спасибо матросу за энтузиазм, благодаря которому я хоть куда-то выбралась и узнала что-то новенькое)) Есть еще масса возможностей таких же сплавов в соседние с московской области, куда можно сходить на 3-4-5 дней. Это недорого и довольно интересно. Но хотелось бы в новой компании. Или хотя бы в компании с беломорцами.)))

4 июня — 34+4+3=41 км
5 июня — 34 км
6 июня — 59 км
7 июня — 12 км
Общий километраж: 146 км

Категория: Сплавы | Добавил: ambassador (15.06.2011)
Просмотров: 3431 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
1 Кувалда
Классно наверное отдохнули? я бы тоже так хотел.. да вот сижу "прикован" к рабочему месту.. да и хотелось бы с девушкой вместе) а не одному