Суббота, 04.05.2024, 03:02

Сплавы [37]
Остальное [39]
Главная » Отчёты » Походное направление » Сплавы

Безумный август. Часть 1.1: Умба, "падение".

За последний поход, продлившийся от Москвы до Москвы ровно 4 недели, произошло столько событий, что начало уже помнится не так отчётливо. И всё же начну с начала ))) Постараюсь вспомнить, ибо в начале плотность и интересность событий не меньше, чем в середине или в конце.

Как уже наверное знает большинство читателей нашего сайта, итоговый маршрут нашей небольшой группы начинался на реке Умбе, что находится на Кольском полуострове. Мы с Пашком взяли билеты заблаговременно, а наши питерские коллеги чуть запоздали и в итоге ехали другим поездом.

В поезде мы, как водится, начали ржать (что потом продолжалось в течение всего похода, а под конец количество ржача в сутки превысило среднесуточную норму ))) ). От нечего делать сочинили по реальным мотивам любопытную легенду. Надеюсь, у нас хватит запала довести её до вменяемого состояния, в котором не стыдно будет пустить ее в массы.

Где-то в середине маршрута (уже не помню на какой станции), когда поезд стоял минут 20 (мы при этом не вылезали из вагона), к нам неожиданно заглянул Кирилл. Оказалось, что наши поезда стояли вместе на станции. Кирилл пробежал из одного конца поезда (у них был последний вагон, у нас второй). В общем, загнался не по-детски. ))) Мы постояли минут пять, потрепались. Кира сообщил нам, что мы ещё раз пересечемся в Петрозаводске. И мы разошлись.

Бегун на короткие дистанции с препятствиями Кирилл )) Успел вытащить нас из поезда, пока наши поезда стояли рядом.

Пашок долго пытался заинтересовать меня обучением преферансу, но моя голова думать не хотела. Тогда, он предложил игру по проще – «дурака» вслепую, когда твои карты повёрнуты к тебе рубашками, а к партнёру – лицом. Из пяти или шести игр я выиграла один раз, но в целом это было здорово.

В Апатиты мы приехали в восемь часов утра. Наши товарищи должны были приехать часа через полтора. Мы сидели на станции и вяло перебрасывались шуточками, ловя редкое, проглядывающее через облака северное солнышко.

Сидим на станции в Апатитах под козырьком и ждём Мишу с Кирой. Пашок неотразим со своим "орочьим хвостом" )))

Наши приехали даже чуть раньше, в итоге мы ждали их минут 50. Быстренько перетащили вещи поближе к месту, где нас должны были забрать на машине. Кира позвонил в местное такси, договорились о двух машинках, каждая по 1000 рублей. То есть всего по 500 рублей с носа.

А вот и наша "вторая половинка группы" приехала. Кира добежал до нас сразу, а потом мы забирали Мишу с вещами с дальнего конца платформы.

Ждать их пришлось недолго, мы погрузились – большинство вещей и Кирилл влезло в одну машину, а пара рюкзаков и трое оставшихся – во вторую. Ехали час или чуть больше, проехали мимо Кировска, над которым величаво поднимались обожаемые Кириллом Хибины.

Здание станции.

Лес возле дороги был странный, среди лиственных деревьев торчали, как свечки, тёмные ёлки с плотно прижатыми к стволу лапами. Это было единственное замеченное мною отличие от Карелии или Подмосковья.

Гружёные водные туристы )))

И вот мы уже у моста над Умбой. Быстро разгрузились, расплатились с водителями и радостно потопали смотреть место стапеля. Тут случилась небольшая странность – у меня ещё не был выключен телефон и мне позвонили… из приёмной комиссии училища, в которое я поступала. Как раз вовремя, ибо через минут десять я бы выключила телефон и оказалась вне доступа на весь месяц.

Как-то сразу было понятно (хотя мы, в общем, особо не обговаривали этот момент), что мы с Пашком идём на нашем Викинге, а Миша и Кирилл идут на таймени. Пашок стал разворачивать нашу байдарку, а Миша с помощью Кирилла занялся тайменем. Я тем временем перепаковывала в герму продукты и развела из каких-то жалких веточек костерок чтобы вскипятить чай.

У нас осталось с поезда немного еды, у Мишы была целая сумка всякой снеди (очередной раз реверанс в сторону говорящего названия нашего клуба ))) ). Пирожки из Медвежьегорска, варёные яйца, бутерброды с сыром и колбасой, шоколадка и какие-то сухарики – в общем, мы не голодали )) Хотя, пока питерцы возились с байдаркой, чай успел остыть.

Ээээ.... откуда эти детали? )))

С помощью молотка и какой-то матери Мише и Кириллу удалось собрать таймень. Мы не спеша загрузились, включили GPS-навигатор, просмотрели шиверку под мостом. До первого порога – «Падуна», самого сложного на реке, было километров восемь. По лоции, на которую мы ориентировались, было час гребли.

Продольный элемент каркаса, который хитро вставляется в дырочку и защёлкивается крючочком. Но чтобы защёлкнуть этот крючочек, нужно изо всех сил сжать байдарку. Мы смогли сделать это вчетвером )))

Пашок и я первыми встали на воду, прокатились по шиверке под мостом и встали чуть ниже моста возле берега, ожидая, пока выйдет таймень. Через минут пятнадцать она к нам присоединилась и наше путешествие началось.

После быстротока был участок плёса, потом ещё маленькая шиверка. На деле у нас получилось часа полтора гребли. «Падун» было слышно и видно издалека, к тому же лоция была весьма точна в описаниях. Поскольку мы были еще не очень опытными сплавщиками, мы подкрадывались к порогу медленно и причалили к берегу так чтобы гарантированно не быть унесёнными в порог.

Опять же было понятно заранее, что таймень «Падун» обносит, а вот мы на Викинге долго думали, проходить порог или не проходить. В поезде и еще до поезда в Москве читали и перечитывали лоцию. Решили смотреть на месте и тогда уже принимать окончательное решение.

Смертнички просматривают порог "Падун". Лично у меня крышу сносит от паники ))) И внутренний разговор выглядит так: "Ааааааа!!!" ))))

Кстати, обратите внимание на юбочки "инкапсулированные в спасики" - мы сделали петли и прикрепили юбки к спасам, чтобы их не стащило при оверкиле. Поскольку в читаемой нами лоции человека три потеряло юбки в порогах. А без юбки очень фигово их проходить.

На месте, оставив байдарки на берегу, пошли с Пашком просматривать, попутно изучая таблички с венками. Первая ступень была очевидной – идти в слив справа от островка, как и те, на тайменях, на чью лоцию мы ориентировались. На второй ступени лучший проход был ровно посередине между двумя бочками. Третья ступень была посложнее – обход первых двух бочек справа, а потом быстрая перестройка налево, чтобы обойти третью, самую сильную бочку.

Дойдя до конца порога, мы увидели катамаран. Он усиленно грёб, пытаясь забраться в последнюю бочку, обойдя её справа (если идёшь вниз по порогу, то она обходится наоборот слева, как я уже говорила). Не справившись с потоком, катамаран повернул и вскоре исчез за поворотом.

Пока суть да дело, мы стали перетаскивать вещи из таймени, сделали в общей сложности пять ходок, включая две пустых ходки просмотра туда-сюда. Обнос и просмотр заняли два часа. Мы с Пашком, помедитировав на порог, решились на его прохождение. Поставив Мишу и Кирилла снимать, мы вернулись к байдарке. Кстати, я еще не сказала, что Пашок шёл у нас всю дорогу капитаном, я – матросом.

Обычно перед серьёзным рискованным делом, которое надо сделать, я провожу с собой аутогенную тренировку, чтобы не паниковать. Ну, не тащусь я от риска и не очень люблю экстрим ))) С Богом! Байдарка отходит от берега и, набирая скорость, несётся к сливу. БАБАХ! К первому валу я была не очень-то готова (до этого только раз сходив по очень спокойной Охте на катамаране сзади, я не имела опыта врубания в воду).

Снимает Кирилл на мой фотоаппарат. Видно, какого размера байдарка по сравнению с валами ))) Мы еще перед порогом.

- Греби! – крик Пашка сзади, и я начинаю лихорадочно работать вёслами.

Мы врубаемся в следующий вал, летим по быстротоку ко второй ступени, проходим её чисто, аккурат между бочек.

Первый слив пройден чисто. Но это ещё только первая ступень порога.

Третья ступень оказалась самой подставной, пройдя первые две бочки, мы не успели выгрести налево, как оказались прямо перед последней бочкой. Я гребла сильно, но недооценила, НАСКОЛЬКО сильно надо было грести. Увидев это, Пашок, использовав весло как руль, развернул байдарку практически уже на гребне слива бочки, и мы прошибли ее, едва там не зацепившись, так как сильно потеряли скорость.

Идём дальше, впереди еще быстроток и куча бочек.

Десять минут прохода против часа обноса. Мы молодцы )))

Ниже "Падуна" в улове, откуда мы стартовали опять двумя судами. Снято против солнца, поэтому темно. Реально было светлее.

Время было уже позднее, вторая половина дня, часов пять-шесть вечера. По плану нужно было пройти Капустные озёра и остановиться недалеко от порога Разбойник. Предстояло пройти три озера и один порог категории единичка с плюсом между Верхним и Средним Капустными.

Идём по Верхнему Капустному, заходящее солнце слепит глаза. Через полчаса поворот налево. До порога «Верхний Капустный» час гребли. У нас опять получилось чуть больше. Вода действительно прозрачная, дно близко, фантастическая красота – любоваться на проплывающий под тобой песок, большие камни и мелкие камешки, водоросли. Я лично чувствовала себя почти как аквалангист.

В лоции говорилось, что левая протока порога более полноводна, но те, на тайменях, попали в правую. По карте это было понятно – правая протока была ближе, а до второй требовалось прогрести дальше. С середины озера был виден возле берега блеск вёсел. Потом он исчез. Мы решили идти в более полноводную протоку.

За поворотом слышался грохот и шум падающей воды. Порог «Верхний Капустный» - длинная шивера, вполне безопасная для нашей бадарки. Мы с Пашком на «Викинге» шли впереди. Русло было извилистым, мы только успевали перестраиваться с одной стороны на другую. Слившись в Среднее озеро, мы повернулись, чтобы подождать своих. Яркие спасики были видны на середине порога.

- Они в байдарке или нет? – спросил кто-то из нас вслух, и через секунд десять два ярких пятна в пороге стали расходиться.
  - Теперь уже точно нет, - резюмировала я.

Мы погребли вылавливать наших, которые, судя по всему, всё-таки кильнулись. Через минуту мы увидели плывущую боком таймень и держащегося за неё Михаила. Он шёл вдоль берега, воды там уже было немного - чуть выше колена. Кирилл в спасике шёл самосплавом по центру шиверы. Ближе к нам он подгрёб тоже к берегу.

Мы стали выяснять, что же случилось.

Первая же волна залила таймень (ещё бы без фартука-то!), а со второй она начала крениться и Кирилл добровольно её покинул, чтобы она окончательно не затонула. У Мишы уплыл непривязанный рюкзак, утонула куча техники и вырвало весло из рук. Последнее было хуже всего: ещё на станции в Апатитах я с ужасом обнаружила, что запасное весло, которое я взяла, оказалось нерабочим – середина и лопасть были от весла старой конструкции, а вторая лопатка – от новой. Они некомплементарны между собой. Я себя чувствовала самым распоследним чайником.

Первым делом мы решили поискать весло. Я, Пашок и Кирилл зашли в порог примерно в том месте, которое указал Михаил. Но видно ничего не было. Кирилл ещё раз сходил самосплавом. Я зашла глубже и отправилась за ним. И тут случилась ещё одна мелкая неприятность – у меня в пороге стянуло левый сандаль. Я видела, как он уплывает по порогу вниз, но не стала его догонять – не улыбалось побить колени, локти или копчик о камни.

В итоге Михаил остался без вещей, весла и всего в одной паре обуви. Я осталась вообще без обуви, взяв с собой только одни сплавные сандалии. Мы дали Мише и Кириллу конструктор из вёсел, чтобы можно было сделать другое весло, вставив деревянный сердечник – Пашок объяснил, как это делается, он видел такой приём на Тумче. Еще прошлись на «Викинге» и пешком вдоль противоположного берега, поискали уплывший рюкзак. Не нашли. Встал вопрос – как быть дальше. Таймень явно не могла вообще проходить пороги. А всё обносить – это займёт катастрофически много времени.

Когда мы вернулись обратно, к правому берегу, нам покричали, что Кирилл нашёл весло. Я уже успела обрадоваться, но это была всего лишь пластиковая бутылка, блестевшая на поверхности воды в последних лучах солнца.

Идти дальше уже было не резонно, мы с Пашком отправились на поиски стоянки. Слева прямо за порогом увидели кусок синего материала. Поначалу подумали, что это стоящая палатка. Но при ближайшем рассмотрении, он оказался синим мусорным мешком, стоящим на берегу. Стоянка была хорошей, на ней даже было куда меньше гнуса, буквально облепившего нас на правом, болотистом, берегу.

Мы дошли до своих, сказали о стоянке, взяли на борт дополнительно парочку герм и, переправившись на тот берег, стали переодеваться.

Разница в графике пока была незначительной. А уж по сравнению с лоцией, по которой мы шли, и вовсе было опережение.

Отмываем деньги в порогах )))

Я натянула верёвки для мокрых вещей, поставила тент, повытаскивала нужные продукты и стала готовить еду. Остальные собрали дров и сушили палатки. Мы, давясь от хохота, укатывались над собой, подсчитывали потери и любовались, как Миша раскладывает на пенёчке деньги на просушку.

Я пыталась в голове совместить скорость таймени и наш график, по которому мы даже хотели успеть на конец программы «Легенда» и увидеться с нашими: с тёмными, с Манюней, Марсиком. Становилось ясно, что уже не успеем. Дай Бог успеть к поезду в Чупу.

Не мне первой пришла мысль о том, что таймень снимается с маршрута. Однако, как ни противна она была, но по сравнению с прочими вариантами была логичной, энергетически выгодной со всех точек зрения, не в последнюю очередь с точки зрения безопасности.

Решили отложить решение вопроса до утра.

...

Утро было солнечным и тёплым. Мы помедитировали над картой, нашли дорогу, уходящую от озёр обратно к трассе, по которой мы приехали. Само собой решилось, что Миша и Кирилл возвращаются, а мы идём дальше по Умбе.

Как столько барахла помещается в байдарку???

Я поделила продукты, оставила Мише с Кириллом распечатанную карту озёр. Миша презентовал мне пару комплектов батареек Дюрассель, за что ему больше спасибо – потом GPS-ка дожила на них до конца августа. Правда, мы ею пользовались на Белом не всё время, но тем не менее.

Тентик. Я его ставила каждый день на всякий.

Разнообразное сплавное: гермы, жилеты, ПВХ-шки. На сплаве у всего этого два состояния - на себе и сохнущее на верёвке )))

Миша не смог, когда мы уезжали, купить обратного билета в Апатитах. По ходу это было к лучшему. Кирилл на вторую часть маршрута должен был присоединиться ко мне в Чупе, когда должен был уезжать Пашок.

Пашок привычно сушит вечно мокрую матроску...

Мы не стали дожидаться, когда наши соберутся. С одной стороны надо было, с другой – всё-таки люди взрослые, с большим походным опытом. Потом мы узнали, что они еще 3-4 дня шли по Капустным (благо погода была отличная), что Кирилл слегка заблудился, отправившись на поиски дороги без компаса и даже не заметив положения солнца. Потом они добрались до деревни Капустной, договорились там с машиной.

- По ходу не мы одни такие, которые снимаются после Капустных там, - делился Кирилл наблюдениями.

Готовы к старту. Вся куча барахла, равномерно распределённая по поляне уложена в 2 больших, 1 среднюю и 1 маленьку гермы и крепко привязана к байдарке. Спасибо "Водной Одиссее" за науку )))

Жители появляются в Капустном только на выходных. Наши сходили в баньку, переночевали в домике и уехали в Апатиты, где Миша сел на обратный поезд, а Кира ушёл в одиночку в Хибины.

Но вернёмся к нашей партии. Мы погребли дальше вдвоём. Продолжались красивейшие донные пейзажи. Не помню, сколько мы гребли, но наконец добрались до выхода из Нижнего Капустного. Дальше была какая-то шиверка. Я лично хотела просмотреть порог Разбойник. Мы даже вылезли на стоянке справа от порога, но оттуда было слишком далеко и ничего не видно. Мы плюнули и решили идти без просмотра.

В лоции описание порога звучало так: «Порог представляет собой длинную шиверу с валами и множеством обливных камней. Длина порога около 500 м. В начале справа в реку вдается каменная гряда. Обходить ее лучше держась левее центра. Далее по струе. Дальше река разбивается островами на 3 протоки. Много воды лишь в центральной. Где-то в середине этой протоки мягкая бочка во всю ширину реки. За порогом на левом берегу хорошая стоянка.»

Шли, как водится, по центру, по струе. У нас была развлекуха – войдя в центральную протоку мы врубились в небольшую бочку.

- Наверное, это была она, - сказали мы друг другу и пошли дальше.
Вдруг перед нами куда более мощный слив и бочечка. Прошибив ее мы дружно решили:

- Наверное, это уж точно была она.

В общем, через метров пять был слив ещё мощнее. Видимо, описатели лоции решили, что из всех бочек и сливов «Разбойника» упоминания заслуживает только одна. Но покататься было очень прикольно. Нам порог понравился. Если бы мы не торопились, то с удовольствием покатались бы на нём. По обеим сторонам после порога стояли. Слева вроде катамаранщики, а справа – байдарочники.

Стоянка ниже "Разбойника", где мы перекусывали.

Мы зачалились чуть ниже слева, у пустой стоянки. Достали герму с едой и устроили перекус. Сперва Пашок хотел даже не снимать жилета. Но я убедила его, что время на то, чтобы надеть и снять жилет пренебрежимо мало по сравнению со временем стоянки.

Наши соседи-байдарочники, стоявшие на противоположном берегу.

Мы уписывали бутерброды с колбасой и шоколад. А ещё на каждой стоянке Пашок пытался оставить свою кожаную фляжку, но каждый раз не получалось.

Зайцы?... 0.о Утки! )))

Один на шухере )

Подкрепившись, мы собрались и двинулись дальше. Буквально через тридцать метров на правом берегу я заметила стайку пасущихся зайцев, щиплющих травку. Когда мы подгребли поближе, обнаружили, что это не зайцы, а утки. Они смешно щипали траву, а один стоял на воде, как часовой. Пофоткав стайку, мы пошли дальше за поворот.

Дедкова Ламбина.

Пятна фитопланктона на поверхности. Издалека они виднеются как жёлтые полоски и кажутся песчаными мелями.

Дальше шло озеро Дедкова Ламбина. Мы гребли по нему, развлекаясь мыслями о том, что можно поставить по центру байдарки горелочку и пить чай, не вылезая из байдарки. Под мостом через озеро мы проскреблись без труда. Дальше был порог Семивёрстный – семь километров шивер. Довольно скучный порог: камни, камни, камни. Мы покатались на тех бочечках справа, которые были описаны в лоции.

Пролёт моста, под которым мы проскреблись. Даже не верится ))) Впрочем, сложнее всего было пропихнуть герму, привязанную к корме. А ещё голову пришлось повернуть на бок. Спасибо каске, что не пришлось стучать головой о брёвна )))

В начале Жемчужного плёса всё-таки пришлось вылезать из байдарки и делать проводку. Если бы пошли левее, то, возможно, прошли бы и так. Слева открылся высоченный песчаный откос, на котором лежали катамараны, очень похожие на КП-шные. Дальше была еще минимум одна стоянка с людьми. Мы шли до стоянки, обозначенной в другой лоции. Где-то в конце Плёса по первоначальному плану хотели встать. Потом решили идти пока идётся и встать ближе к Канозеру.

Точка стоянки была обозначена криво, и мы её не нашли. Плюнули, пошли дальше. Уже сгущались сумерки. Мы ржали, что за разговором мы можем не заметить вторую Карежку (по лоции межу ними 15 минут гребли). Мы прошли две шиверки одну за другой. Вторая очень была похожа по описанию на Карежку-2, с островком. Но там не было даже минуты гребли между ними, не говоря уже о пятнадцати…

Терем между порогами.

Между Карежками мы снова увидели кучу турья с катамаранами. А перед Карельским порогом нашему изумлённому взору предстали навороченные дачи с одинаковыми новенькими моторками возле причала. Это было так удивительно, что мы решили сфоткать это чудо. Правда, подходя к берегу, мы глупо сели на камень. Возможно, мы как раз продрались там, пытаясь сползти.

Карельский ничем особым не запомнился – мощная шивера, прошли аккуратно. Дальше шли не очень быстро, чтобы не слиться в Канозерский, который по описанию должен был открыться на правом повороте. Время было уже позднее. Наконец мы доползли до того самого поворота. В байдарке было неожиданно много воды.

Капитан!

Мы причалили к правому берегу и стали отчёрпываться. Через какое-то время Пашок обнаружил, что байдарка снова наполняется водой. Похоже, порвались. Выхода не было – надо было останавливаться и клеиться.

Мы перечалились налево, к стоянке. Стоянка оказалась шикарной, на соседней обнаружились свеженаколотые дрова. Мы вытащили вещи, переоделись, сделали по-быстрому гречки с тушёнкой. Пашок поставил палатку.

Костёр - это наше всё! ))

Ходя за дровами, я любовалась на полную луну, висящую в глубине леса. Над рекой заклубился туман, создавая какой-то лунный пейзаж. Потрясающая красота.

Я и куча хвороста и дров для костра )

Заклеиться надо было перед тем как идти спать, чтобы клей успел бы высохнуть. Взяв с собой кан с гречкой и бутерброды с сыром, мы пошли ужинать в палатку. Мы так умотались, что решили после ужина немного полежать в палатке, минут двадцать, а потом пойти клеиться. В результате вырубились и проспали час.

Проснувшись, я обнаружила, что на улице дубак. Вылезти из спальника было настоящим подвигом. Было так холодно, что мы первым делом развели большой костёр и стали греться. Потом осмотрели днище. Нашли дырку, через которую заливало – прямо рядом с прорезиненным килем. В общей сложности предстояло наложить две заплатки на сквозные дырки и одну на несквозную.

Я сделала из бумаги шаблон, подогнала к нужным размерам, потом вырезала все заплатки из тезы. Наклеила по очереди три заплатки снаружи. Изнутри решили приклеить утром. Сделав дело, мы потопали спать. Закончился второй день сплава.

Продолжение следует.

Категория: Сплавы | Добавил: ambassador (27.08.2009)
Просмотров: 1211 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
2 ambassador
Испорченный телефон )) Ибо в данном случае я пыталась записать так, как с твоих слов поняла ))) Так что твоя версия - правильная в данном случае )

Моя такая: проходим справа две бочки, гребем быстро налево.. ай! уже бочка... Бабах!.. мы прошли ))))

1 pashok
У нас несколько расходятся воспоминания о конце Падуна)))