04.08.2009. День 0. Сели в поезд, ехали в поезде. По
дороге написали вчернове «Легенду про Легенды». Родилась идея пригрести на
Сидоров пораньше, что бы застать наших. Люда переписывала маршрут что бы
успеть. В итоге получалось, что вместо 12го вечером мы придём 10го вечером.
Перечитывали лоцию. Особенно описание порога Падун. Когда мы в Москве первый
раз читали лоцию решили, что однозначно обносим. Потом пару раз перечитав,
решили, что на месте посмотрим. С каждым прочтением лоции порог становился всё
проще и проще. В поезде настроение было уже, что на месте посмотрим, но скорее
всё же проходим.
05.08.2009. День 1. В 8:10 приехали в Апатиты. Высадились,
съели пару пирожков. Я вспомнил Людины слова о том, что из 2х вёсел старой
конструкции (которую мы любим куда больше, чем новую) одно более жёлтое. Стал
разглядывать вёсло притороченное к Людиному рюкзаку. Смотрю – и вправду лопатка
совсем белая. Но рядом-то с ней вторая. Жёлтая! Тут у меня лёгкий вынос мозга.
Что бы не мучиться этим феноменом одному спрашиваю Люду. Оказывается что одна
лопатка от весла новой конструкции, а вторая и серединка от весла старой
конструкции. Я занудно читаю краткую лекцию о том, что в сплав по порогом идти
не взяв хотя бы одно запасное весло на байду есть очень плохо и как хорошо, что
оно у нас есть (у нас с Людой в Москве был краткий спор брать ли запасное
весло. В итоге всё решилось к взаимному удовольствию – если я его потащу, то
берём. Надо ли говорить, что я его потащил). Потом ещё ждали Кирилла и Мишу.
Примерно через час после нашего прибытия приехали и они. На полчаса раньше, чем
мы ожидали. Я подивился весу Мишиного рюкзака. Тяжёлый) (сам-то я как раз перед
этим походом купил себе 60ку, решив, что хватит моей и так уже сильно не очень
здоровой спине носить рюкзак на 110 литров. Он быстро из частично пустого
становится сильно полный общаком.) Кирилл заказал на 2 машины и уже примерно к
10:30 мы были на месте – у речки. Мы с Людой быстро собрали Викинга и сделали чай
и пошлю любоваться на Таймень. Я, например, раньше ни разу не видел как она
собирается. Очень порадовался молотку, необходимому, что бы её собрать. В
очередной раз подумал, что если шкуру натянуть на переднюю часть каркаса(слегка
его перегнув) по другому, то получится дельтаплан. Просто маленький)
Параллельно спросив есть ли фартук получил ответ, что нету. По моим сведениям
Таймень полная воды сразу тонет, а без фартука вода в порогах наберётся очень
быстро. Попробовал узнать так ли это. Получил ответ, что мол больше нет, чем
да, хотя и правда тут присутствует. Решил, что на Таймене Миша ходил, опытный
человек – ему всяко виднее и решил подождать до порогов. Кирилл приобрёл ценный
опыт сборки Таймени и сказал, что теперь всё понятно - Таймень собирается с помощью
молотка и какой-то матери. Потом обратили внимание на то, что у всех каски
разных цветов(у Люды красная, у меня белая, у Киры чёрная), но одной и той же
конструкции. Заинтересовались какого цвета каска у Миши. Узнали, что её нет.
Порадовались. Я решил успокоить себя привычной отмазкой, что люди опытные,
взрослые, ответственные и вообще. Получилось так себе.
Где-то примерно в 15:30 вышли на воду. Сразу перед
нами было первое препятствие(до порога не дотягивает) после моста череда валов.
Прошли их. Я порадовался. Учитывая, что один вал мы слегка сбоку и он
прокатился по байде снаружи (спасибо юбочкам нам внутри осталось сухо), мне
стало интересно как там Таймень. Скоро показалась и она. Оттуда сказали, что
всё хорошо, вода внутри есть, но не много. Кирилл был рад - понравилось в
«пороге». Решили, что первое препятствие мы прошли успешно и погребли дальше.
Впереди оказалось пару шиверок, пару раз потребовалась проводка. По моему
Таймень цеплялась за камни реже, чем мы и я порадовался опытности Миши и попутно
думая не переоцениваю я свою.
К 15:30 дошли до Падуна. Просмотрели его.
Внимательно изучили таблички с именами и датами. При просмотре порога
старательно делали с Людой вид, что не понятно где такие крутые мы тут можем
хотя бы кильнуться при правильном прохождении. Решили, что таблички с нашими
именами плохо вписываются в общую картину погибших. Ни по году, ни по составу
М/Ж, ни по количеству. Вобщем не стали портить статистику) Решили идти.
Просмотр порога и обнос Таймени занял 2 часа. В 17:30 мы уже садились в байду,
закрепляли юбочки, проверяли как они держаться, подтягивали касочки, проверяли
вёсла.
Ненадолго прервусь и расскажу о самом пороге.
Описание актуально для нашей воды. В самом начале порога стоял островок. Слева
от островка была мощная бочка, но после неё струёй прижимало к берегу, у
которого там был выступ и большой камень. Справа же слив с бочкой. Довольно
чистый проход был не по центру, а ближе к острову – в паре метров от него. Это
первый этап. Затем шёл второй этап. Справа и слева бочки, а аккурат в месте их
стыка довольно чистый язык. Потом участок быстротока с валами, и в конце третий
этап 3 бочки почти через всю реку. Первые 2 справа и их можно почти целиком
обойти вдоль левого берега, а третья, самая мощная наоборот больше слева. Мы
хотели обойти первые две бочки вдоль левого берега, а потом по изгибающейся
струе войти в третью бочку. Там слева она в одном месте была слабее. А
перестроится вправо между второй и третей бочкой мы бы точно не успели – они
шли подряд.
Итак, проверив всё что можно было проверить мы с
Людой отчалили от берега. За поворотом шумит Падун, а тут хорошо, вода течёт
очень медленно, травка растёт))) Выгребли на серединку, прогребли чуток вперёд
– всё порог виден, течение нас подхватило. Ну тут уже все лишни мысли и
переживания долой, тут уже грести и командовать пора) На губах сама собой
расплывается довольная улыбка предвкушения. Обошли остров. Слив. Бум в бочку.
Пробив байдой и Людой бочку мы из неё (бочки) почти вылетели. Скомандовав
ошарашенной Люде что бы гребла (у меня опять не скалалось со стандартными
командами. Посему когда надо было сильно грести я говорил «Прямо!», левым или
правым, соответственно,«Левым!» и
«Правым!», прекратить грести «Стоп!», ну а «Греби!» у меня обозначало греби
также, но сильнее, не отлынивай!, правда оно не использовалось – Люда и не
отлынивала.), поэтому после каждого вала я привычно командовал «Прямо!», что бы
ускорить время включения слегка ошеломлённой Люды. Миллисекунды, но всё же. Надо заметить что порог на матросском месте
выглядит как бум! Бах! Постоянно волны в лицо, постоянно гребёшь даже не успев
проморгаться и череда команд капитана, которые исполняешь часто ещё не успев
подумать зачем. А с капитанского места всё по другому. И валы реже. И сам ты
существуешь не там где сейчас байдарка, а там где она по твоим представлениям
должна быть через 1-2 секунды. И параллельно корректируешь представления по
поступлению новой информации. Таким образом у капитана картинка более полная,
из-за вовлечённости в процесс растянутый по времени, а у матроса более яркая
из-за концентрации на текущем моменте.
Вернёмся же к нашей байдарке. После первой бочки мы
направились к центральному проходу, между двумя бочками второго этапа. Тут и
далее мне уже пришлось периодически пользоваться командами «Левой!» и «Правой!»
(надо заметить, что это единственный порог на маршруте, где я активно
использовал эти команды). Идеально там прошли, ровно где хотели. Вышли на
быстроток, помахали ручками Кире, который нас фоткал. Крикнули, что у нас всё хорошо.
Услышали ответ, что мы молодцы. Потом река повернула и тут нас ожидали снова
валы. Мы стали забирать к левому берегу, что бы обойти бочки третьего этапа.
Как показала практика, при просмотре я недооценил скорость течения помноженную
на препятствия, создаваемые валами. И после того как мы красиво и технично
прошли очередной вал мы поняли, что бочка вот она. В итоге план резко изменился
и нам надо было хотя бы на язык попасть. Успели, но байда наша стоит уже на
самом верху слива и стоит боком, и, через мгновение, мы окажемся в бочке, войдя
в неё лагом, что почти верный оверкиль. Тут мне всё же удалось отбросом сзади
(никак не отвыкну от катамаранного сленга) развернуть байду почти вокруг себя,
т.е. корма остановилась, а нос течением внесло в слив. И за слив мы успели
набрать скорость необходимую, что бы пробить бочку ровно в центре. А за ней
вторую. А потом третью. Скорости и нашей силы гребли хватило впритык. Сразу
после прохождения третей бочки байда приобрела ровно нулевую скорость
(остановилась). Но пара гребков под моё «Прямо!» быстро исправили положение и
мы спокойно зачалились в улов, где нас ждали наши. Я лично был доволен по уши)